Трагедия. Чернобыльская АЭС.

Migellitto

Moderator
Super Moderator
Модератор
Регистрация
6 Фев 2008
Сообщения
9,429
Адрес
Санкт-Петербург
26 апреля, 25 лет назад, случилась самая страшная техногенная катастрофа..

Предпосылки аварии

Авария на энергоблоке № 4 Чернобыльской АЭС произошла 26 апреля 1986 года в 01 ч. 23 мин. 40 с. (время московское) в ходе проведения проектных испытаний одной из систем обеспечения безопасности. Данная система безопасности предусматривала использование механической энергии вращения останавливающихся турбогенераторов (так называемого выбега) для выработки электроэнергии в условиях наложения двух аварийных ситуаций. Одна из них - полная потеря электроснабжения АЭС, в том числе главных циркуляционных насосов (ГЦН) и насосов системы аварийного охлаждения реактора (САОР); другая - максимальная проектная авария (МПА), в качестве которой в проекте рассматривается разрыв трубопровода большого диаметра циркуляционного контура реактора. Проектом предусматривалось, что при отключении внешнего электропитания электроэнергия, вырабатываемая турбогенераторами за счет выбега, подается для запусков насосов, входящих в САОР, что обеспечило бы гарантированное охлаждение реактора. Предложение об использовании выбега ТГ исходило в 1976 году от главного конструктора реактора РБМК. Эта концепция была признана и включена в проекты строительства АЭС с реакторами такого типа.
Однако энергоблок № 4 ЧАЭС, как и другие энергоблоки с РБМК, был принят в эксплуатацию без опробования этого режима, хотя такие испытания должны быть составной частью предэксплуатационных испытаний основных проектных режимов энергоблока. Кроме Чернобыльской, ни на одной АЭС с реакторами РБМК – 1000 после ввода их в эксплуатацию, проектные испытания по использованию выбега ТГ не проводились. Такие испытания были проведены на энергоблоке № 3 Чернобыльской АЭС в 1982 г. Они показали, что требования по характеристикам электрического тока, вырабатываемого за счет выбега ТГ, в течение заданного времени не выдерживались и необходима доработка системы регулирования возбуждения ТГ.
Программами испытаний 1982-1984 гг. предусматривалось подключение к выбегающему ТГ по одному ГЦН каждой из двух петель циркуляции реактора, а программами 1985 г. и апреля 1986 г. - по два ГЦН. При этом моделирование аварийной ситуации предусматривалось при отключенной ручными задвижками САОР. Испытание на 4-м энергоблоке было намечено провести днем 25 апреля 1986г. при тепловой мощности реактора 700 МВт, после чего реактор планировалось остановить для проведения плановых ремонтных работ. Следует отметить, что программа испытаний соответствовала действовавшим на тот момент требованиям . Таким образом, испытания должны были проводиться в режиме пониженной мощности, для которого характерны повышенный, относительно номинального, расход теплоносителя через реактор, незначительный недогрев теплоносителей до температуры кипения на входе в активную зону и минимальное паросодержание. Эти факторы оказали прямое влияние на масштаб аварии.

Версии аварии

За прошедшее десятилетие были сделаны многочисленные попытки разобраться с сущностью Чернобыльской аварии и причинами, приведшими к ней. Законченной и экспериментально подтвержденной версии Чернобыльской аварии до настоящего времени не создано.

Версии возникновения и развития аварии.
Объективное изучение событий, связанных с возникновением и развитием аварии на 4-м энергоблоке Чернобыльской АЭС, началось 27-28 апреля 1986г., когда специалистам стала доступна информация об основных параметрах работы 4-го энергоблока перед аварией и в ее первой фазе, зарегистрированная системами измерения до момента их разрушения.

Версия Межведомственной комиссии
Версия, разработанная на месте происшествия, состояла в том, что авария произошла вследствие запаривания технологических каналов активной зоны из-за срыва циркуляции в контуре МПЦ. Срыв циркуляции произошел из-за несоответствия расхода питательной воды и расхода теплоносителя в контуре МПЦ. Последующий углубленный анализ теплогидравлического режима работы ГЦН, выполненный в конце мая 1986 года разработчиком ГЦН, не подтвердил предположения о срыве и кавитации ГЦН. Было установлено, что наименьший запас до кавитации имел место за 40 секунд до аварии, но был выше того, при котором мог произойти срыв ГЦН.

Версия Минэнерго СССР на основе расчетов ВНИИАЭС
В конце мая 1986 г. после изучения имевшихся данных и проведения расчетов во Всесоюзном НИИ атомных электростанций (ВНИИАЭС) группа специалистов Минэнерго СССР сделала дополнения к акту, в котором причинами аварии были названы:
- принципиально неверная конструкция стержней СУЗ
- положительный паровой и быстрый мощностной коэффициент реактивности
- большой расход теплоносителя при малом расходе питательной воды
- нарушение персоналом регламентного значения оперативного запаса реактивности (ОЗР), малый уровень мощности
- недостаточность средств защиты и оперативной информации для персонала
- отсутствие указаний в проекте и технологическом регламенте об опасности нарушения установленного уровня ОЗР.

Версия Межведомственного НТС.
На заседаниях Межведомственного научно-технического совета (НТС), проведенных 02.06.86 и 17.06.86 , результатам расчетов ВНИИАЭС, продемонстрировавшим, что недостатки конструкции реактора в значительной мере явились причиной катастрофы, не было уделено серьезного внимания. По существу, все причины аварии были сведены исключительно к ошибкам в действиях персонала.

Версия экспертов СССР к сессии МАГАТЭ
В июле 1986 г. в ходе подготовки к специальной сессии МАГАТЭ был выполнен первый расчетный анализ аварии на упрощенной схеме модели. В докладе, предоставленном советскими экспертами на этой сессии в августе 1986 г., первопричиной аварии было названо "крайне маловероятное сочетание нарушений порядка и режима эксплуатации, допущенных персоналом энергоблока". Отмечалось также, что "катастрофические размеры авария приобрела в связи с тем, что реактор был приведен персоналом в такое нерегламентное состояние, в котором существенно усилилось влияние положительного коэффициента реактивности на рост мощности". В этом же докладе были указаны следующие допущенные нарушения:
- снижение оперативного запаса реактивности существенно ниже допустимой величины;
- подключение к реактору всех ГЦН с превышением расхода по отдельным ГЦН, установленного регламентом;
- блокировка защиты реактора по сигналу остановки двух ТГ;
- блокировка защит реактора по уровню воды и давлению пара в барабане-сепараторе ;
- отключение системы защиты реактора от МПА (максимальной проектной аварии) (отключение САОР).

Версия института атомной энергии (ИАЭ) им. Курчатова
К октябрю 1986 г. в ИАЭ был проведен анализ версий, объяснявших взрывной характер аварии:
1. Взрыв водорода в бассейне - барботере
2. Взрыв водорода в нижнем баке контура охлаждения СУЗ
3. Диверсия (взрыв заряда с разрушением трубопроводов контура циркуляции)
4. Разрыв напорного коллектора ГЦН или раздаточного группового коллектора
5. Разрыв барабана-сепаратора или пароводяных коммуникаций
6. Эффект положительного выбега реактивности от вытеснителей стержней СУЗ
7. Неисправность автоматического регулятора
8. Грубая ошибка оператора при управлении стержнями ручного регулирования
9. Кавитация ГЦН, приводящая к подаче пароводяной смеси в технологические каналы
10. Кавитация на дроссельно-регулирующих клапанах
11. Захват пара из барабана-сепаратора в опускные турбоприводы
12. Пароциркониевая реакция и взрыв водорода в активной зоне
13. Попадание в реактор сжатого газа из баллонов САОР
Анализ был построен на выявлении противоречий между ожидаемым эффектом рассматриваемой версии аварии с имеющимися объективными данными, зафиксированными программой ДРЕГ. В результате проведенных исследований стало очевидно, что единственной гипотезой, не противоречащей объективным данным, является версия, связанная с эффектом вытеснителей стержней СУЗ.

Версия первой международной рабочей группы по тяжелым авариям и их последствиям.
В октябре-ноябре 1989 г. различные аспекты чернобыльской аварии были детально обсуждены на первой международной рабочей группе по тяжелым авариям и их последствиям (Дагомыс, СССР). Причиной аварии была единодушно признана '"нестабильность реактора, вызванная как недостатками конструкции реактора, так и режимом его работы". Катастрофических масштабов авария достигла из-за положительного парового эффекта реактивности и недостатков конструкции поглощающих стержней. Действия персонала перед аварией были таковы, что способствовали проявлению этих недостатков реактора. Нарушив некоторые регламентные ограничения (по величине ОЗР и расходу теплоносителя), персонал практически вывел реактор в область "белого пятна", где поведение реактора не было изучено и оказалось ядерно-неустойчивым.
 
  • Like
Реакции: eLen

Migellitto

Moderator
Super Moderator
Модератор
Регистрация
6 Фев 2008
Сообщения
9,429
Адрес
Санкт-Петербург
Фоторепортаж, г. Припять, 2008 год

Сегодня утром вернулся из Киева, а в пятницу 28 марта совершил экскурсию в зону,
организованную порталом припять.com. Очень сильные впечатления!
Сейчас разбираю фотки, а пока вот:




Группа была большая: 41 человек, не считая провожатых - в основном с Украины, России, Беларуси,
а также два поляка и еще один иностранец (точно не помню откуда).
На маршруте нас сопровождали представители портала pripyat.com,
а также агентства "Чернобыльинтеринформ", непосредственно организующие поездки в зону.

Перед отъездом в автобус зашли представители МЧС Украины -
посмотрели на наши лица на предмет их трезвости и адекватности,
пожелали счастливого пути и традиционных усілякіх гараздів,
после чего в 7-30 утра поездка началась.

Едем по трассе, любуясь живописными северными пригородами Киева
и периодически попадающимися по пути автораритетами,
мысленно готовясь к "знакомству" с Чернобылем...



Вскоре по телевизору включают несколько видеофильмов про трагедию,
в которых старые кадры перемежаются с современными видеофрагментами
и тревожными голосами репродукторов, звучавших в Припяти в 1986 году.



Небольшая остановка в пути. Надо сказать, нам очень повезло с погодой -
в Киевской области настоящая весна: +12, солнышко...





Последняя развилка перед "зоной":



В 9-40 утра подъезжаем к КПП Дитятки- одному из нескольких КПП,
через которые осуществляется въезд в "30-километровую зону отчуждения".



Влево и вправо от КПП простирается забор, окружающий всю зону,
расположенную на территории Украины и Беларуси на площади около 5 тысяч кв. км:



По дороге в чаще молодого леса проглядывают заброшенные сёла - впечатляющее зрелище!

Следующая остановка - город Чернобыль.

В Чернобыле ненадолго останавливаемся в центре "Чернобыльинтеринформ" - здесь есть столовая,
гостиница, здесь нам еще раз проводят инструктаж, и проводится небольшая вводная лекция.
Тут же есть возможность приобрести фотоальбом о Чернобыльской катастрофе.







Чернобыль находится за пределами другого, десятикилометрового радиуса,
который окружает центр авариии – станцию и город Припять.
Он и по сей день остается городом с действующей инфраструктурой.
Нет в нем только кинотеатра, стационарной больницы, загса, детского сада и школы,
все остальные структуры, присущие обычному городу, здесь есть.
Именно их обслуживанием и занимаются приезжие работники.

Чернобыль – город пятиэтажек и частных домов. Частный сектор в большинстве своём заброшен,
а многоэтажки практически все населены людьми, работающими в зоне.
Все сотрудники работают здесь вахтовым методом. Город вполне живой - по улицам то и дело проезжают автомобили,
немало и людей, хотя по сравнению с обычным городом здесь, конечно, безлюдно.

Заброшенные частные дома:



И обжитые пятиэтажки:



Автовокзал:





Внутри здания автовокзала (в здании, кстати, работает магазин):



А мы едем дальше... Следующая небольшая остановка - памятник пожарным, установленный у пожарной части Чернобыля.
Пожарные этой части одними из первых (а если точнее, то, если не ошибаюсь, третьими) прибыли на место аварии.
Очень сильный памятник!











Затем ненадолго отклоняемся от небольшого маршрута в сторону АЭС,
и направляемся в порт Чернобыля.
В Чернобыле до аварии были пристань на Припяти и небольшой судоремонтный завод.
Сейчас здесь находятся останки нескольких судов,
участвовавших в ликвидации последствий аварии:





Впрочем, по соседству стоят и вполне живые суда, сейчас работающие в этом районе:



После порта заезжаем на мост через Припять, расположенный на трассе на Чернигов и Славутич.





С моста можно полюбоваться рекой Припятью и живописными пейзажами Полесья.





Припять - крупнейший приток Днепра (после создания Киевской ГЭС впадает в Киевское водохранилище),
на большей части своего протяжения текущая по Белоруссии,
а на устьевом участке на протяжении нескольких десятков километров - по Украине.
Припять - главная судоходная магистраль Белоруссии,
в бассейне которой находятся несколько крупных портов (Мозырь, Пинск),
свянная с крупнейшим приграничным транспортным узлом, городом Брестом посредством Днепровско-Бугского канала.
В устье Припять несёт лишь немного меньше воды, чем Ока у Рязани.

По Припяти белорусские суда попадают на Днепр и далее на Черное море
(в порту Мозыря, например, есть суда река-моря, перевозящие удобрения по транзитному маршруту Мозырь - Одесса.
Вот одно из таких судов в порту Мозырь:



Ну а мы наслаждаемся рекой Припятью с Чернобыльского моста.

Несмотря на конец марта, на Припяти уже выставлена судоходная обстановка
(кстати, содержанием 50-километрового участка от границы с Белоруссией -
до устья Припяти, думаю, и занимаются речники Чернобыльского затона)



Видимо, работает и Киевский шлюз. Кстати, еще немного истории:
После аварии на ЧАЭС шлюз Киевской ГЭС на Днепре в год Чернобыля
совершил более девяти тысяч шлюзований (это примерно столько же,
сколько через Городец, при том, что на Городце две нитки).
Через шлюз вверх на Припять прошли десятки судов,
помогая спастись людям и ликвидировать последствия трагедии.
После этого вскоре Киевский шлюз вышел из строя,
и транзитное судоходство с Беларуси на Украину прекратилось.
Долгое время шлюз не работал - и лишь в 1998 году,v спустя 12 лет после трагедии, ремонт завершился:
первым в обновлённом гидроузле прошлюзовался
и вышел в Киевское водохранилище так хорошо знакомый
всем нам теплоход 302 проекта "Алексей Ватченко".

Это было небольшое речное отвлечение.
 

Migellitto

Moderator
Super Moderator
Модератор
Регистрация
6 Фев 2008
Сообщения
9,429
Адрес
Санкт-Петербург
А пока, с моста, вдали за лугами Полесья мы могли
лицезреть силуэт Чернобыльской атомной электростанции:



Туда нам и предстояло направиться...

Итак, двигаемся далее...

Развернувшись за припятским мостом, автобус подбирает энтузиастов,
и мы продолжаем маршрут - возвращаемся в Чернобыль,
и снова выходим на трассу, ведущую к АЭС.

Вскоре на нашем пути ещё один пост - граница 10 километровой зоны,
непосредственно окружающей эпицентр аварии.
Внутри этой зоны находятся сооружения АЭС и город Припять.



Небольшая остановка посреди дороги.
Сопровождающие предупреждают нас, что отныне надо быть особенно внимательными -
не отступать с маршрута, не отдаляться от сопровождающих,
по возможности, не сходить с асфальтового покрытия.



Проезжаем еще несколько километров, и снова остановка -
у обочины дороги стоит памятник павшим в Великой Отечественной войне,
а в глубине за деревьями - заброшенный детский садик.





Кое-какие внутренние интерьеры ещё сохранились:









Точно такой же шкафчик был когда-то и у меня в детском садике...







Надо сказать, некоторые "декорации"
(такие, как кукла, лежащая посреди осколков стекла, ноты, залитые чернилами,
или разбросанные посреди школы противогазы - это будет потом, в Припяти)
были созданы уже много позже трагедии некоторыми посетителями зоны.
А ещё в 2000 году, по словам людей регулярно бывающих в зоне,
ничего этого не было - ни противогазов, ни чернил, и куклы в садике стояли в игровом уголке,
так как им и полагается стоять в любом детском садике.

После осмотра садика снова садимся в автобус. Следующий пункт - Чернобыльская АЭС.

Сооружения атомной электростанции занимают значительную площадь,
и в настоящее время здесь работает несколько тысяч человек.
Последний, третий, энергоблок был остановлен в 2000 году,
и сейчас АЭС находится в процессе вывода из эксплуатации.
На территории АЭС несколько строек - в частности, хранилища радиоактивных отходов.
Также ведутся работы и на четвертом энергоблоке -
совсем скоро здесь начнется строительство нового саркофага.

Пятый энергоблок, строительство которого было остановлено
сразу после аварии в 1986 году, когда он находился в состоянии 90%-й готовности:



Дороги в зоне не так пусты, как кажется:



Еще несколько промышленных пейзажей:





Проехав вдоль территории АЭС, автобус остановился у четвертого энергоблока,
где внутри павильона состоялась небольшая экскурсия у макета ЧАЭС,
внутри которого воссоздана обстановка после аварии:







Таким будет новый саркофаг:



Центр управления четвертым энергоблоком:



 
Последнее редактирование:

Migellitto

Moderator
Super Moderator
Модератор
Регистрация
6 Фев 2008
Сообщения
9,429
Адрес
Санкт-Петербург
Человек в реакторе:



Четвертый энергоблок АЭС, на котором в 1986 году произошла авария:



И установленный около него памятник:



Фото на память:



После осмотра четвертого энергоблока и экскурсии у макета,
мы направились к административному зданию АЭС.

Без комментариев...



Ходемчук Валерий Ильич - сотрудник четвертого энергоблока,
бывший на вахте в ту роковую ночь. Его останки найти так и не удалось...



Памятник Прометею, ранее стоявший в центре города Припять
и бывший одним из его символов, а позднее перевезенный сюда - к АЭС:



А мы покидаем Чернобыльскую АЭС и направляемся в Припять -
когда-то молодой город атомщиков, возникший одновременно со строительством АЭС,
а ныне город-призрак, всё население которого было эвакуировано 27 апреля 1986 года, через сутки после аварии.

От Чернобыльской АЭС, наш автобус около трёх часов пополудни направился в город Припять -
нам предстояло провести в заброшенном городе около четырех часов.

Остановка на мосту через железную дорогу на въезде в город.

Взгляд направо - в сторону АЭС, железнодорожного моста
через реку Припять и далее ветка на Славутич и Чернигов.



Взгляд налево - в сторону Овруча. Видна заброшенная железнодорожная станция Янов:



А мы через очередное КПП въезжаем в Припять:





Здесь нас разделили на четыре небольшие группы по 10 человек.
Я не задумываясь присоединился к той, где сопровождающим гидом был Александр Сирота -
главный редактор проекта Припять.com, известный в узких кругах как planca.
Александр - коренной припятчанин, переехавшей в Припять с мамой в начале восьмидесятых.
Когда произошла авария, Александр учился в школе, но он прекрасно помнит те годы,
десятки, а может даже сотни раз бывал в зоне после аварии,
знает о Припяти практически всё, и живёт идеей сохранить этот город для потомков.

Прогулка по Припяти началась с визита в обычный городской двор, каких тысячи в любом городе:





Проходим детский садик и игровую площадку:







Доска объявлений:



СССР - 50 лет:



Универмаг:



Общежитие - один из самых старых районов. Именно отсюда начался город,
именно здесь жили первые строители АЭС, именно здесь жил Александр Сирота со своей мамой.
В 1986 году они должны были получить квартиру. Не удалось...



Столовая общежития:





Магазин Светлячок:







Памятник, на котором изображены гербы всех республик СССР:



После этого покидаем самую старую часть города.
Кстати, этот район ближе всех расположен к ЧАЭС и после аварии тут
наблюдались наибольшие по Припяти величины радиации:



Пройдя немного в сторону центра, сделали небольшую остановку возле одной из пятиэтажек,
где, разбившись по двое, осмотрели несколько квартир.
Учитывая, что в пятиэтажке всего пять подъездов,
каждой паре досталось как раз по одному из них.
Мы с моим новым знакомым Владом из Днепропетровска выбрали подъезд номер три:







Сейчас в квартирах не так уж много осталось - что-то, увы, растащили,
а очень многое было разобрано и утилизировано вскоре после аварии.

Следующий пункт - школа номер 1, самая старая школа Припяти.
В последние годы здание значительно обветшало, не везде можно пройти, но,
как сказал наш гид, еще лет пять назад, гуляя по зданию, создавалось полное ощущение обжитости школы -
казалось вот-вот прозвенит звонок, и первоклашки,
оглашая коридоры звонкими голосами, побегут по классам...







Последним уроком в этом классе, видимо, был урок черчения:



Школьный стадион, заросший молодым леском



И теплица...



...в которое кое-что даже растёт... А ещё там имеется гадючье гнездо, так что надо ступать осторожнее.

 
Последнее редактирование:

Астрид

Я тут живу
Регистрация
22 Сен 2009
Сообщения
45,788
Migellitto,

Миш, а какой уровень радиации спустя 25 лет?.. есть какая-нибудь инфа не из СМИ?..
 

Migellitto

Moderator
Super Moderator
Модератор
Регистрация
6 Фев 2008
Сообщения
9,429
Адрес
Санкт-Петербург
Прогулявшись по окраинам Припяти, возвращаемся к центральной площади города:



Отель "Полесье":



Ресторан:



Припятские граффити:



Довольно много говорят об этих граффити - таких рисунков немало по городу.
Их сделала группа товарищей во время одного из визитов в Припять.
Слышал много разных мнений на эту тему, но наш гид, главный редактор сайта Припять.com,
высказывался о них крайне негативно. Он, как и большинство его коллег по сайту,
ратует за то, чтобы Припять была городом-памятником и по возможности сохранялась в том виде,
в котором встретила 26 апреля 1986 года.

Д/к "Энергетик" - культурный центр Припяти:



Здесь проводились различные вечера, спортивные и культурные мероприятия города.

В отделке дома культуры до сих пор сохранился мрамор.

Остатки былой роскоши:





Бассейн:



Спортзал:



Вид на улицу Ленина из окна д/к:



Политический уголок:





Выйдя на улицу, направляемся к парку отдыха, который буквально в нескольких шагах от дома культуры:





Кстати, эти машинки - одно из самых "грязных" мест нашего маршрута по Припяти.

Ещё будет легедарный ковш, но об этом чуть позже...

Наконец, наступила кульминация...

Восхождение на шестнадцатиэтажку, безусловно, один из самых ярких аккордов поездки.
Но давайте я её оставлю напоследок, а пока, нарушив хронологическую последовательность,
приведу ещё несколько фотографий.

В ожидании, пока с шестнадцатиэтажки слезет предыдущая группа,
мы успели заглянуть в ликёроводочный магазин. Восьмидесятые годы - время сухого закона,
поэтому это место было культовым для припятчан.
Очередь от этих прилавков порой тянулась аж до улицы Курчатова.



А в соседнюю комнатушку после аварии стащили пианино со всего города:



Этот склад фортапиано обнаружили в своё время энтузиасты портала Припять.com.
Прогуливаясь по Припяти в ветренную погоду они услышали странные, какие-то "неземные" мотивы,
в пустом городе звучавшие жутковато. Пойдя на звук, ребята и набрели на этот склад.
Как оказалось, источником "мотива" был ветер, гулявший в фортепианных струнах.



Затем мы полезли на высотку, а спустившись с заоблачной шестнадцатиэтажной высоты,
направились в место не столь яркое и живописное - припятский следственный изолятор:











А после тюрьмы осмотрели один из складов брошенной техники:



Неброский на первый взгляд, но очень сильный "экспонат" на складе - это ковш:



Если залезть в него с дозиметром, то аппарат начинает
просто-таки захлёбываться в писке, показывая сильнейший радиоактивный фон.
Откуда этот ковш здесь появился и что им копали, конечно,
сейчас узнать нельзя - возможно разбирали завалы на ЧАЭС,
- но такой "памятник" как нельзя лучше показывает невидимое коварство радиации.

Вот ещё одно очень радиоактивное место -
факел и надпись "Чернобыльская АЭС имени В.И. Ленина" на подъезде к Припяти.
Мы пронеслись мимо него на автобусе на высокой скорости,
но те несколько секунд, что мы проносились мимо факела,
в салоне автобуса стоял просто неистовый писк.



Ну а наше путешествие заканчивалось - фотография на память у стеллы на въезде в Припять:



Чудесный, тёплый весенний вечер. Какой же здесь чистый и свежий воздух!
После аварии на территории оставленной человеком зоны естественным образом
сформировался редчайший экологический заповедник -
уникальна флора и фауна, нетронутая человеком, врядли существовавшая бы в урбанизированных условиях.

А мы прощаемся с зоной - после дня, проведенного на свежем воздухе,
чудесный ужин в чернобыльском центре кажется особенным лакомством.
В семь вечера садимся в автобус и, спустя полчаса, пройдя обязательный радиационный контроль
на КПП "Дитятки" прощаемся с этим удивительным местом.
На обратном пути нам показали еще один документальный фильм -
фильм, снятый "при жизни" города - мы снова увидели всё,
где мы только что побывали. Но это был другой город -
не вымерший памятник-напоминание, а живой молодой город энергетиков, зелёный цветущий...
Как искренне любили они его, как любили свою работу, как радовались
и гордились своими трудовыми успехами и достижениями!
"Какое же мы большое дело сделали, а сколько всего ждёт нас впереди!" -
улыбается с экрана молодой парень-атомщик...

В заключение хочется сказать, что я очень рад, что побывал-таки в Чернобыльской зоне.
Мне и до этого доводилось видеть брошенные города (на той же Колыме их масса),
но здесь всё воспринимается по-другому - это памятник людям, памятник героизму,
памятник эпохе, наконец, памятник чудовищной человеческой ошибке, которую мы не должны повторить.

А завершить отчёт мне бы хотелось фотографиями с шестнадцатиэтажки:

Внутри здания:



Шахта лифта. Взгляд сверху-вниз:



На крыше здания...





Дороги Припяти не всегда пустынны:





Речной порт на Припяти:



На этом доме "при жизни" города красовалась большая надпись на украинском -
"Хай будет атом работником, а не солдатом". После аварии кто-то из солдат,
работавших в городе, вырезал из фанеры одну из букв русского алфавита
и известным образом "подправил" первое слово надписи.
Вскоре после этого все буквы приказали снести,
и теперь их видно только с крыши высотки:







А река вьется дальше среди бескрайних просторов Полесья. Где-то там вдалеке уже Беларусь...



Чернобыль-2. Подъехать туда сейчас нет возможности.
Объект строго охраняется (антенны состоят из очень ценного металла) -
даже наш гид Александр Сирота там не был - хотя ещё относительно недавно побывать там
и залезть на верхотуру было возможно. Один из сотрудников "Чернобыльинтеринформ",
сопровождавший нас, рассказывал, как лазил туда лет пять-шесть назад.
150 метров высота, потрясающий вид на десятки километров вокруг,
узенькая, не защищенная от ветра, лесенка, лишь слегка
ограждённая от бездны. Такое не забывается!





Ж/д мост через Припять:



ЧАЭС:



За восемь часов пребывания в зоне каждый из участников поездки
получил дозу радиации, эквивалентную дозе, которую мы все ежесуточно получаем,
живя в Москве. А что касается кроссовок, то ни один человек
не может выйти из зоны, если радиоактивный фон на его одежде выше нормы.
Время от времени бывает, что при радиационном контроле на выезде из зоны
у кого-нибудь превышается фон на обуви. Но это тоже не смертельно -
в таких ситуациях вопрос решается путем мытья обуви.

Да и вообще на дворе уже далеко не 1986-й...



 
Последнее редактирование:

Fenya

Я тут живу
Регистрация
6 Фев 2008
Сообщения
6,939
Migellitto, чо,,?))) а теперь для блондинок,,, :)
 

Migellitto

Moderator
Super Moderator
Модератор
Регистрация
6 Фев 2008
Сообщения
9,429
Адрес
Санкт-Петербург
Город Припять в трех километрах от реактора построили вместе с ЧАЭС, специально для семей сотрудников символа промышленной, технологичной и атомной мощи СССР. Жили здесь 50 000 человек. В 1986-м Припять отселили за один день. Через 36 часов после аварии люди услышали по громкоговорителям сообщение о «неблагоприятной радиационной обстановке» и указание — подготовиться к временной эвакуации, собрать минимум вещей, продуктов, деньги и документы. Горожан вывозят 1200 автобусов, колонна из которых растянулась на 15 км. Ровно через три часа после начала «временной» эвакуации Припять стала городом-призраком. Навсегда.

Сегодня этот мертвый город превратили в экстремальный туристический центр, куда привозят туристов со всего земного шара. И если наш человек может попасть в тургруппу за сотню-другую долларов, то иностранцы порой платят за эксклюзивный тур в Чернобыль больше $1000. Интерес иностранцев к зоне подогрел журнал Forbes, когда в прошлом году назвал Чернобыль самым экзотичным туристическим местом на Земле и поставил в рейтинге выше Антарктиды. По потрескавшемуся радиационному асфальту мертвого города уже прошли представители семи десятков стран.

Как магнитом манит сюда и журналистов. Правда, увидеть что-нибудь нетуристическое давно невозможно. Осмотр зоны полностью контролирует «Чернобыльинтеринформ» — организация, которая сюда пускает или не пускает, селит и обязательно сопровождает. Причем как туристов, так и журналистов. Маршруты для обеих категорий строго определены и банально идентичны: фото на фоне саркофага, центр Припяти, заброшенная библиотека и бассейн, Дом культуры, гостиница.

Самым интересным объектом Припяти из этого маршрута сегодня осталась библиотека: на неплохо выжившем дубовом паркете разбросаны сотни книг. Каким-то чудом осадки не уничтожили их за 24 года. По этому «покрывалу» из чтива можно цинично ходить и всматриваться, что читала Припять за секунды до катастрофы. Лет пять назад лично мне посчастливилось отыскать здесь старый потускневший дневник, последняя запись в котором датирована 25 апреля 1986 года.

Сегодня на подобные находки рассчитывать не приходится. В квартирах припятских многоэтажек уже не вздрогнуть от вида разбросанных по полу семейных черно-белых фотографий, не увидеть заплесневелой мебели. Изучать можно лишь потолок да пустые стены. Мародеры вынесли из Припяти абсолютно все, вырезав даже видимые части металлических труб в квартирах и перила в подъездах, не говоря о чугунных ваннах и радиаторах.

Следы былой жизни мертвого города сегодня время от времени режиссируются зарубежными фотографами. Пролетев тысячи километров, наши коллеги хотят вернуться домой с результатом, а не карточками голых стен и разбитых окон. Поэтому на туристическом маршруте в Припяти разложены старые куклы. Там, где на заднем плане есть покореженное здание или ржавое колесо обозрения, на плане переднем обязательно найдется старая кукла или выгоревший плюшевый медведь.

Вскоре эти «слезные» кадры появляются в глянцевых журналах. Для надежности фотографам можно порекомендовать одно: ехать в Чернобыль со своими игрушками. Так эксклюзивнее.

Те, кто живут в Чернобыле и окрестностях, зону поняли и не боятся. А тем, кто мнения иного, советуют прислушаться к британским ученым. Пару лет назад они обнародовали результаты своих исследований: сегодня добровольное проживание в зоне вокруг ЧАЭС приносит организму куда меньше вреда, чем переезд из сельской местности в большой город. Выхлопные газы, которыми дышит житель мегаполиса, а также дым от чужих сигарет потенциально опаснее остаточной радиации после ядерной катастрофы. Как пример, британские исследователи приводят Хиросиму и Нагасаки. Там жизнь людей, получивших сильное облучение в полуторакилометровом радиусе, сократилась в среднем на 2,6 года. Для сравнения исследователи напоминают, что заядлый курильщик сокращает свою жизнь на 10 лет, а человек с избыточным весом — на 4—10. Если верить этим данным, нам пора худеть, бросать курить и перебираться поближе к Чернобылю. Жизнь продлевать. Природа там сейчас, и правда, уникальная, а земля дешевая.
 
Последнее редактирование:

Mayko

Я тут живу
Регистрация
9 Фев 2011
Сообщения
5,208
И по чем нынче радиационный рай?)))
 

Fenya

Я тут живу
Регистрация
6 Фев 2008
Сообщения
6,939
Migellitto, Ну как я во время бросила курить,,,, теперь и в Чернобыль ехать не обязательно,,,, :)
 

Migellitto

Moderator
Super Moderator
Модератор
Регистрация
6 Фев 2008
Сообщения
9,429
Адрес
Санкт-Петербург
Между делом в яндексе запрос на ЛУЧЕВАЯ БОЛЕЗНЬ сделайте, и потом сюда со смайлами
 

Роман

Я тут живу
Партнер
Регистрация
23 Мар 2008
Сообщения
15,670
Адрес
г.Москва
Если верить этим данным, нам пора худеть, бросать курить и перебираться поближе к Чернобылю. Жизнь продлевать. Природа там сейчас, и правда, уникальная, а земля дешевая.
Скатертью дорога ! (с) )))
 

Nastia_FX45

Я тут живу
Регистрация
28 Фев 2010
Сообщения
4,375
Адрес
Москва-Одинцово
Ужасно все это,тоже на днях и читала и смотрела,колоссальная трагедия для всех,столько жизней унесло,болезни,мертвые города....теперь "Факусима" уже половину радиации выпустила в сравнение с ЧАЭС, вот тебе и самые умные япошки.......очень плачевно все это.....
 

UgDen

Постоялец
Регистрация
17 Сен 2010
Сообщения
152
Адрес
Петропавловск-Камчатский
Потому и началась атомная фобия во многих странах. Только альтернативы нету... все ветрогенераторы, солнечные батарейки - это так... детские забавы по сравнению с атомной энергией.
 

Migellitto

Moderator
Super Moderator
Модератор
Регистрация
6 Фев 2008
Сообщения
9,429
Адрес
Санкт-Петербург
UgDen, есть перед глазами данные на проектирование, монтаж, эксплуатацию и устранение последствий АЭС и ВетроЭС?
Если есть сложности с площадями, ветряки можно и в заливе/море/океане поставить
 

Астрид

Я тут живу
Регистрация
22 Сен 2009
Сообщения
45,788
а мне кажется.. что люди излишне рискуют, за свою страсть обладать энергетической независимостью от полезных ископаемых Земли.. имеется в виду, что научились добывать, перерабатывать и более менее контролировать эти процессы с менее энергоемкими ресурсами, но этого нам мало.. хотя, Мексиканский залив показал, что мы толком и нефть добывать не умеем.. рискуем всем и вся.. ради тепла, света, кожанного сидения под задницей.. с обогревом.. )..
 
Сверху Снизу